Вторник, 19.03.2024, 07:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Казак Натальи Анатольевны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Абсолютная успеваемость моих обучающихся – 100%. В течение десяти лет показатели качества стабильно держатся на уровне 80-90%.

Я считаю, что не может быть одинаковых уроков, ведь однообразие вызывает у ребят скуку, не оставляет живого следа в их душах, не способствует формированию у детей положительной мотивации и познавательной активности. Избежать этого учитель может, используя различные виды творческих заданий. Начиная с первого класса,  в букварный период дети придумывают новый конец известного произведения, сочиняют собственные сказки, рисуют по представлению, делают книжки-малышки, переводят новые знания в свою символическую систему. Ведь гораздо легче запомнить и понять правило, если орфограмма или формула представлена не в стандартном виде, а в форме стихотворения или рисунка. Благодаря творческим заданиям по литературному чтению трое ребят из класса стали писать стихотворения.

В течение ряда лет организую работу клуба «Эрудит» для учащихся начальной школы. В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания разработала и апробирую  программу  по  подготовке к олимпиадам мотивированных и одаренных учащихся начальных классов.  При её разработке ставились следующие задачи:

·                   Совершенствование существующей системы выявления, сопровождения и специальной поддержки мотивированных и одаренных детей;

·                   Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·                   Расширение возможностей для участия способных школьников в областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 Результаты достижений моих обучающихся показали эффективность этой программы.

 

Так же разработала экспериментальную программу для учащихся начальных классов «Школа здоровья», которая внедряется с 2005-2006 учебного года. Программа получила рецензию Н.И. Тихоновой, начальника отдела развития департамента образования администрации г. Томска и опубликована ТОИПКРО в сборнике «Второе десятилетие».

Основная цель изучения курса «Школа здоровья» заключается в приобщении учащихся к устойчивым стереотипам здорового образа жизни. Предлагаемая программа «Школа здоровья» в соответствии со сформулированными целями и задачами определяет ее содержание, основными положениями которой являются:

преемственность с действующими курсами «Окружающий мир», «Физическая культура», «ОБЖ» в начальной школе;

существенное усиление практической линии приобретаемых знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

привлечение дополнительного материала, связанного с идеей интеграции этих учебных предметов в урочной и внеурочной деятельности (классные часы, КВНы, Клубы здоровья, олимпиады, соревнования и т.д.)

просвещение и пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни (оформление «говорящих» стен, выпуск листков здоровья, создание зеленых уголков в классах и т.д.)

При проведении занятий по курсу «Школа здоровья» необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые побуждают использовать в образовательном воспитательном процессе деятельностный подход, активные формы и методы обучения (дидактические игры и игровые ситуации, занимательный материал и т.п.), делая опору на жизненный опыт детей и практическое применение знаний.

Программа «Школа здоровья» имеет четыре содержательных линии:

1. Наше здоровье. Понятие здоровья. Здоровый образ жизни – практический путь сохранения и укрепления здоровья. Последствия вредных привычек. Пути и средства сохранения жизни и здоровья. Личная гигиена. Режим дня. Уход за телом.

2. Я и другие. Гармония отношений в коллективе и семье. Умение владеть собой. Правила общения и нормы поведения в общественных местах.

3. Культура питания. Рациональное питание. Его значение для растущего организма. Энергетическая ценность питания. Возможные источники отравления, его симптомы и правила оказания первой помощи.

4. Двигательная активность. Физическая культура и спорт. Закаливание и его роль в сохранении здоровья. Роль физических упражнений в повышении умственной и физической работоспособности.

  Являюсь автором и куратором школьной программы учебно-воспитательного процесса экологического образования младших школьников.

Цель программы: формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.

Принципы организации экологического образования и воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- эстетические и нравственные чувства;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.)

Систему экологического воспитания составляют звенья:

Экологическое воспитание в семье.

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание в лагере летнего отдыха.

Самообразование и самовоспитание.

Говоря о реализации системы экологического образования и воспитания в школе, следует отметить основные виды деятельности: учебная, внеклассная, внеурочная, учебно-методическая.

Учебная деятельность: образовательная область «Окружающий мир» 1-4-й класс; экологизация содержания других учебных предметов (экологические задачи на уроках математики, экотексты для списывания и диктанты на уроках русского языка, тематическое рисование на уроках ИЗО, чтение и обсуждение произведений М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина  в рамках урока литературы и внеклассного чтения и т.д.)

Внеклассная деятельность: общешкольные дела: традиционные мероприятия 15 сентября – День леса, День Здоровья в Михайловской роще, 20 ноября Международный день отказа от курения – выступление агиткомпании, изготовление плакатов, выпуск стенгазет; осенняя неделя технологии и ИЗО с конкурсом поделок из природного материала, КВН по природоведению, Интернет-викторина «Эко-почемучка», выставка рисунков «Пернатые обитатели нашего края», «Эти забавные животные»; турнир-викторина "Охраняемые растения Томской области";классные часы, уроки на природе, экологические праздники «Осенины», «Овощной турнир».

Внеурочная деятельность: индивидуальная исследовательская работа, подготовка и участие в городских и областных конференциях; экскурсии и походы к памятникам природы Томской области, в Музей леса в Тимирязево, Экологическая ёлка в Доме природы в Лоскутово, занятия в библиотеке «Северная» в экологическом отделе; участие в городской экологической акции «Чистая тропа» и «Подкормите птиц зимой»; семейный проект «Фотоохота на золотую осень», участие в областных конкурсах «Марафон знаний» по окружающему миру, конкурс на лучшее озеленение класса; школьный кружок «Экополюс».

Учебно-методическая деятельность: школьные семинары и научно-практическая конференция 7 апреля во Всемирный день здоровья; методические совещания, самообразование; изучение, распространение опыта работы в области экологического образования.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Реализация этой  программы помогает организовать деятельность учащихся, побуждает детей к изучению родного края, пониманию особенностей природы, культуры, формирует у школьников интерес и привязанность к природе, патриотические чувства, социальную активность.

 2007-2010г. Занимаюсь руководством проектной группы учителей начальных классов по реализации областного инновационно - экспериментального проекта «Школа Гуманной Дифференциации», педагог-исследователь по апробированию и внедрению технологии внутриклассной дифференциации, формированию обучающей, воспитывающей и развивающей среды в условиях МОУ СОШ № 67 г. Томска. 20 мая 2009 года провела презентацию опыта с докладом  «К вопросу о формировании обучающей, воспитывающей и развивающей среды в условиях МОУ СОШ № 67 г. Томска» на Дне учителя начальных классов в рамках Томского регионального педагогического марафона «Новое качество образования средствами учебного предмета».

Школьный проект «Школа Гуманной Дифференциации» направлен на внедрение многоуровневого дифференцированного обучения: углубленного, гимназического, профильного.

Вклад методического объединения учителей начальных классов, под моим руководством, в реализацию школьного проекта заключается в том, чтобы научить ребёнка делать свой выбор, связанный с учебной деятельностью (классной, внеклассной, домашней). Это поиск дополнительной литературы, количество – объём выполнения упражнений для самостоятельной работы, выбор одноклассников для совместной деятельности. Кроме того, дети должны ориентироваться в дидактических методах и приёмах, формах обучения (образовательная среда), чтобы к концу обучения в четвёртом классе можно было бы зафиксировать выбор ученика, связанный с интересом к предмету, успешностью в обучении, сформированностью учебно-образовательных компетенций, активностью в обучении.

Учитывая направленность проекта, возникла необходимость создания механизма для определения индивидуальности каждого ученика. Это основная задача методического объединения учителей начальных классов и проектно-творческой группы по созданию обучающей, воспитывающей и развивающей среды.

Развивающая среда предполагает разработку базовых, углубленных заданий и задач, обучающих и контролирующих методов и приёмов, внедрение деятельностного и дифференцированного подхода в обучении. Творческий уровень обучающихся и учителя – неотъемлемая часть развивающей и обучающей среды.

В качестве механизма мы предлагаем создание разносторонней школьной среды, дающей возможность обучающимся заимствовать все лучшее у своего учителя, прежде всего это культура, эрудиция учителя, особая атмосфера труда и отдыха; личностные качества учителя: доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого. Умение гибко выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения. Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинги, лично-значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач).

Отличительными особенностями воспитывающей среды «Школы Гуманной Дифференциации» в начальных классах  являются: наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе личностного роста; многообразие субъектных ролей; ориентация на успех и лидерскую направленность; насыщенное взаимодействие субъектов среды; комплексная реализация личностных потребностей в школьном пространстве; педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.

Неоценимую роль играет деятельностный подход в воспитании и обучении. Дети не просто готовятся к будущей взрослой  жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни  наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья,  досугом. В каждом  из этих направлений обучающийся пробует свои силы и в каком–то обязательно добьется успеха.

В нашей образовательной среде понятие образование – это не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Это результат накопления практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых ученик берет,  в том числе,  и в окружающей среде. Невозможно научить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия или пользы. Иначе, какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес – это двигатель, который ведёт и верно, и далеко. Нелепо требовать от учеников прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной и мнимой. Дело учителя – зародить в детях желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности.

Так на уроке математики при изучении темы «Площадь прямоугольника» дети запомнят формулу и ее преобразования, если их попросить измерить и сравнить площади, которые занимает наш класс, школьный спортивный зал или собственная комната. Такие задания развивают творческое, математическое мышление, дают ребёнку возможность в ситуации выбора каждому ученику самому открыть математические свойства, доказать правильность выводов, записать процесс выполнения практической задачи.

Отметим, что творческий характер обучающей среде придаёт учебный материал, который освобождает ученика от доминанты авторитета. Он не требует заучивания и даёт возможность самому открывать свойства, доказывать правильность вывода и рассуждать. Серия открытий закономерностей должна быть системной, взаимосвязанной.

В начальных классах учитель использует элементы опытно-исследовательской деятельности. Например, на уроке окружающего мира учащиеся в ситуации теоретического осмысления самостоятельно осознают то, что воздух – это не  «чистое вещество», а «смесь» после того, как проводится опыт по распылению духов в кабинете. И на вопрос учителя «Что можете сказать о «веществе»? ученики осознанно ответят, что вещество может выглядеть по-разному. Благодаря такой опытно-экспериментальной деятельности у детей формируется теоретическое мышление, практические умения и навыки осуществления исследовательских и проектных замыслов.

 Воспитательная, образовательная, развивающая среда построена на здоровой любознательности и даже любопытстве детей. На их стремлении к самоутверждению, приобретению опыта и активности. Младший школьник учится с интересом потому, что это даёт ему опыт преодоления трудностей, и он чувствует силы справляться с трудностями. Он получает доказанное на практике ощущение своего роста, взросления подходя к новому знанию «ситуация затруднения» после того, как побывает в «ситуации успеха». Такая среда учит не мыслям, а мыслить, самостоятельно извлекая познания из повседневных наблюдений и опытов.

Так на уроке русского языка понятие  о родственных, однокоренных словах дети примут после анализа слов: гусь, гусыня, гусёнок, гусеница, разобравшись, что корень – это не только общая часть однокоренных слов…

Учащиеся постоянно ставятся перед противоречиями между наличным знанием и необходимостью решать, бесспорно, интересные задачи. Дети тренируются в поисках выхода из этих противоречий.

Опять же, на уроке русского языка при анализе слов аптекарь и пекарь учащиеся увидят одинаковую часть в обоих словах: –арь-, смысл частей вроде бы одинаковый – принадлежность к профессии, так можно ли утверждать, что это родственные слова?

Обращение к субъективному опыту учеников позволит учителю сделать выбор методов и приемов, дидактического материала и на едином базовом содержании знаний индивидуализировать процесс обучения, учитывая интересы ребенка, его «профильное предпочтение».

Для изучения эффективности образовательной, обучающей, воспитывающей среды ведущим методом в нашем проекте является клиническое наблюдение, т.е. анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической ситуации развития. Фиксирование результатов наблюдения в индивидуальной карте.

В экспериментальных классах применяются комплексные  диагностические методики:

изучения познавательной сферы учащихся Векслера, Равена, Штура, Леонтьева;

оценки уровней сформированности учебной деятельности Давыдова, Заики, Репкиной;

определения степени развития читательской деятельности Кудиной, Новлянской;

определения уровня развития мышления Зака;

изучения процесса личностного развития ученика Фридмана.

Обеспечен мониторинг по всем позициям диагностики: познавательная сфера, игровая, учебная и читательская деятельности, усвоение способов предметных действий и ЗУНов, типов мышления, процессов личностного развития учащихся. Организовано психологическое и логопедическое сопровождение образовательного процесса.

Результатом  образования и мерилом  успешности учащихся становятся не только приобретенные знания, умения,  навыки, а еще то, как именно изменились их личностные качества, техника мышления, способность к рефлексии, каковы проявления в коммуникативной и творческой сферах.  Качество воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

Учителям предоставлены методические рекомендации по организации групповых занятий, классных психологических тренингов, коррекционно-развивающих занятий с учащимися, родительских собраний и т.д.

В 3-4 классах методическое объединение включается в активный эксперимент, целью которого является выявление предметной избирательности учащихся. Прогнозирование учителя сравнивается с результатами анкетирования учеников на предмет ранжирования школьных дисциплин. Отслеживается динамика качественной успеваемости по предметам и степень обученности школьников. Также предметные предпочтения выявляются по степени активности учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах и др. Следовательно, внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс, своими специфическими  способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.

Таким образом, формируя многостороннюю обучающую, развивающую, воспитывающую среду в учебно-воспитательном процессе начальная школа делает «забег» в предметную, профильную школу, а так же решает целевые задачи школьного инновационного проекта – создание многоуровневого образования в условиях МОУ СОШ № 67.

Обоснование актуальных проблем организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях образовательного учреждения, итоги педагогического эксперимента опубликованы в сборнике «Школа Гуманной Дифференциации» - Томск «STAR» 2010, где я являюсь одним из составителей.

 Имею публикации своего опыта в печати и на сайтах INTERNET:

1. Другие формы оценивания в «Развивающем обучении». Развивающее обучение: опыт, проблемы и перспективы. Сборник статей к 10-летию РО в Томске. Часть 1. – Томск: «Пеленг». – 2001. с. 69

2. Экспериментальный курс геометрии. Творческие работы детей. 10 лет в пути: Материалы круглого стола по вопросам обучения и воспитания./ Сб. ст. – Томск: ТОИПКРО, 2003 – с. 61.

3. Система работы тьютора по воспитанию нравственной культуры у детей. Давыдовские чтения в Сибири. - Томск: «Пеленг». – 2005.

4. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе. Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года. http:// festival.1september.ru

5. Модель: здоровьесберегающее обучение, воспитание, управление в условиях образовательного учреждения МОУ СОШ «Наша школа» (совместно с Турчановской В.Н.). Сб.ст. - Томск: ТОИПКРО, 2005.

6. Здоровьесберегающие технологии: теория и практика. Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 учебного года. http:// festival.1september.ru

7. Проблемные ситуации в обучении. Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебного года. http:// festival.1september.ru

8. Экологическое воспитание и образование младших школьников. Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 учебного года. http:// festival.1september.ru

9. Формирование образовательной, воспитывающей, развивающей среды в начальной школе. «Школа Гуманной Дифференциации». Томск: «STAR», 2010

10. Создала свой авторский сайт

 Наличие методических разработок, отражающих отдельные элементы методической системы учителя

-выступление на городском научно-практическом семинаре «Современные подходы к образовательному процессу в рамках Концепции модернизации российского образования» (сертификат);

-выступление на V и VI Давыдовских чтениях (публикации);

-доклад по теме «Преемственность в обучении» на VII Давыдовских чтениях в Сибири (сертификат);

-выступление в ТОИПКРО перед слушателями курсов «Использование современных технологий в образовательном процессе начальной школы» по теме «Здоровьесберегающее обучение» (сертификат);

- участие во Всероссийском фестивале педагогического опыта «Открытый урок» (четыре диплома и сертификаты о факте публикации опыта на сайте).

- презентация опыта с докладом  «К вопросу о формировании обучающей, воспитывающей и развивающей среды в условиях МОУ СОШ № 67 г. Томска» на Дне учителя начальных классов в рамках Томского регионального педагогического марафона «Новое качество образования средствами учебного предмета»;

- доклад на областной конференции «Экологическое воспитание и образование младших школьников» по теме «Система экологического образования и воспитания в условиях МОУ СОШ №67» (сертификат).

- выступление на городском семинаре «Дифференцированный подход к обучению учащихся начальных классов» по теме «Дифференцированный подход в начальной школе».

-  представление педагогического опыта по теме: «Создание условий по реализации образовательной стратегии «Наша новая школа» в условиях МОУ СОШ №67 г. Томска в рамках областной инновационной

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz