Одной из моих задач является организация образовательного пространства в рамках урока и во внеурочной деятельности для самореализации способностей детей.
Саму идею образовательного пространства как сферу взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними разрабатывал Л. Выготский. Он утверждал, что трехсторонний активный процесс (активен учитель, ученик и среда между ними) позволяет рассматривать взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка.
Схематично систему образовательного пространства можно представить следующим образом:
В своей работе во всём предпочитаю системный подход с целью получения позитивной динамики учебных достижений обучающихся, формирования их компетентностей. В учебной деятельности применяю новейшие педагогические технологии личностно-ориентированного и здоровьесберегающего обучения, с учетом приоритетных направлений работы школы: сохранение здоровья ребенка, технологизация индивидуального подхода в обучении, что положительно влияет на качество обучения, развитие обучающихся (активные формы и методы, деятельностный подход и др.) Использую ИКТ (составляю авторские тесты, мультимедийные презентации к урокам); занимаюсь проектно-исследовательской работой с обучающимися в рамках урока и на занятиях клуба «Эрудит» для младших школьников.
Эффективность уроков значительно повышается с использованием ИКТ, делающих доступными разнообразные источники информации, которые повышают мотивацию к обучению.
Открытые уроки с использованием ИКТ по окружающему миру «Где обитают живые организмы?» и интегрированный урок по теме «Лесные производители» прошли экспертизу на областном уровне и получили высокую оценку (Дипломы I и III степени). По результатам экспертизы авторская работа имеет инновационный характер и рекомендована педагогам Томской области к использованию в своей профессиональной деятельности.
Считаю возможным использование элементов исследовательской образовательной технологии уже в конце первого года обучения в начальной школе. Анализ разных точек зрения, разных источников информации, простейшие наблюдения способствуют развитию исследовательских компетенций у младших школьников.
Учащиеся второго класса в 2009 году успешно дебютировали на Областной творческой конференции школьников «Наука. Творчество. Исследование» в Северске. Ахметов Ильяс награжден дипломом за успешную защиту и презентацию творческой работы «Значение цвета в жизни человека», Смирных Денис получил сертификат за презентацию «Галльская война».
В 2010 году на VII городской экологической конференции обучающихся начальных классов «Таинственный мир насекомых» обучающийся третьего класса Ахметов Ильяс занял II место за творческую работу «Таинственный мир муравьёв».
Также успешно 27 марта 2010 года на городском конкурсе детских исследовательских работ при Томском государственном педагогическом университете «Твори, исследуй. Пробуй!» выступили Смирных Денис с исследовательской работой «Таёжный клещ – представитель паукообразных» (Диплом за победу в номинации «Самая актуальная тема в области естественнонаучных исследований»), Пинус Владислав с исследовательской работой «Отличия в свободном времяпровождении деревенских и городских детей» (Диплом за победу в номинации «Лучшее исследование в области социальных наук», Лауреат I степени за лучшее индивидуальное исследование.
Работаю по программе «Школа 2000…2100», где основным методом является метод проблемного обучения, позволяющий включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность, развивать вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.
В работе с учащимися начальных классов я под проблемными ситуациями в обучении понимаю спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.
Мой педагогический опыт по созданию проблемных ситуаций в обучении опубликован ТОИПКРО в сборнике «Второе десятилетие».
Работая несколько лет в инновационном режиме я осознанно определилась в выборе здрорвьесберегающей технологии. Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, пришла к выводу, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Цель школы создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. Была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.
В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое).
Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.
Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, Наталья Анатольевна опирается на антропоцентрическую философию Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основу которой составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, активно-деятельностный способ обучения, что, безусловно, влияет на сохранение здоровья ребенка.
Кроме этого, не расходится мнение с литературой о представлении здоровьесберегающих технологий как наличие условий: психологического комфорта, санитарно–гигиенических, эмоционального эффекта, двигательной активности и других критериев. Под этим подразумевается целый комплекс, который влияет на успешность в обучении.
Учитель слышит ученика, а ученик учителя. Дети знают, почему педагог поступает так, а не иначе, ведь они договорились. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой учителя, здоровье и положительный фон обучения.
К «сохраняющей среде» учитель относит санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Педагоги-гуманисты всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным, и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки.
Главный упор, который мы делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.
К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала и др.
Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Большое внимание уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Разработана система оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:
- это самооценка;
- оценка товарища, друга по парте;
- коррекционная оценка;
- совместная оценка учителя и ученика;
- окончательная оценка.
Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании их результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине.
Результаты такой опытно-экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что проблема переутомления снимается. Дети, в принципе, не устают, они активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Главной задачей своей работы считаю умение учителя создавать благоприятные условия для всестороннего развития учащихся и формирования творческих способностей младших школьников. На уроках использую методику развития критического мышления через чтение и письмо. Я глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Эта технология направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Обучающиеся посредством этой технологии в системной групповой и индивидуальной работе учатся решать нестандартные задачи, являются постоянными участниками и призёрами олимпиады развивающего обучения.
Следствием применения образовательных педагогических технологий РКМЧП, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных ситуаций, ИКТ являются стабильные показатели качества успеваемости в моих классах.
Широкие возможности ИКТ технологий применяю в каникулярное время и во время карантина, так, например, в январе 2011 года домашние задания задавала и проверяла посредством электронной почты и на собственном сайте.
С 2010 года в инновационном режиме участвую в областной программе «Школьный электронный дневник». Проблема, на решение которой направлена инновация: эффективный контакт с родителями, информирование учеников и их родственников о школьных событиях и состоянии дел определённого ученика. Цель инновации: информирование родительского сообщества об успеваемости обучающихся в интерактивном режиме посредством сети Интернет выполнена на 100%.
В 2008-2010 работала в составе городской ПТГ «Дифференцированный подход в обучении младших школьников». Разрабатывала и участвовала в выпуске электронного пособия для учителей 1-4 классов «Формирование техники чтения в начальной школе». Методическое пособие разработано в рамках федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва по теме «Формирование модели сетевой организации методической работы на муниципальном уровне на основе самопроектирования управленческой деятельности», заседание Ученого совета АПКиППРО от 26.04.2007 г., протокол №62. На диске представлен дидактический материал по формированию скорости, осознанности чтения, развитию речи, позволяющий построить индивидуальный маршрут школьника.
По итогам Фестиваля Проблемно-эвристических уроков 2009 моей разработке урока окружающего мира по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью» присвоена III категория педагогической эффективности. По итогам экспертизы авторская работа имеет инновационный характер и рекомендована педагогам Томской области к использованию в своей профессиональной деятельности. Основание: экспертная карта к диплому №15.