Четверг, 25.04.2024, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Казак Натальи Анатольевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование образовательной, воспитывающей, развивающей среды в начальной школе
В настоящее время, время перемен, новых технологий, инноваций меняется имидж школы. Родители, основные заказчики,  выбирают школу, ориентированную на качественное образование и воспитание, на создание благоприятного психологического климата, здоровьесберегающей образовательной, воспитывающей среды, на создание возможностей для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Школьный проект «Школа Гуманной Дифференциации» направлен на внедрение многоуровневого дифференцированного обучения: углубленного, гимназического, профильного.
Вклад начальной школы в реализацию школьного проекта заключается в том, чтобы научить ребёнка делать свой выбор, связанный с учебной деятельностью (классной, внеклассной, домашней). Это поиск дополнительной литературы, количество – объём выполнения упражнений для самостоятельной работы, выбор одноклассников для совместной деятельности. Кроме того, дети должны ориентироваться в дидактических методах и приёмах, формах обучения (образовательная среда), чтобы к концу обучения в четвёртом классе можно было бы зафиксировать выбор ученика, связанный с интересом к предмету, успешностью в обучении, сформированностью учебно-образовательных компетенций, активностью в обучении.
Учитывая направленность проекта, возникла необходимость создания механизма для определения индивидуальности каждого ученика. Это основная задача методического объединения учителей начальных классов и проектно-творческой группы по созданию обучающей, воспитывающей и развивающей среды.
Развивающая среда предполагает разработку базовых, углубленных заданий и задач, обучающих и контролирующих методов и приёмов, внедрение деятельностного и дифференцированного подхода в обучении. Творческий уровень обучающихся и учителя – неотъемлемая часть развивающей и обучающей среды.
В качестве механизма мы предлагаем создание разносторонней школьной среды, дающей возможность обучающимся заимствовать все лучшее у своего учителя, прежде всего это культура, эрудиция учителя, особая атмосфера труда и отдыха; личностные качества учителя: доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого. Умение гибко выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения. Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинги, лично-значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач).
Отличительными особенностями воспитывающей среды «Школы Гуманной Дифференциации» в начальных классах  являются: наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе личностного роста; многообразие субъектных ролей; ориентация на успех и лидерскую направленность; насыщенное взаимодействие субъектов среды; комплексная реализация личностных потребностей в школьном пространстве; педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.
Неоценимую роль играет деятельностный подход в воспитании и обучении. Дети не просто готовятся к будущей взрослой  жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни  наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья,  досугом. В каждом  из этих направлений обучающийся пробует свои силы и в каком–то обязательно добьется успеха.
В нашей образовательной среде понятие образование – это не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Это результат накопления практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых ученик берет,  в том числе,  и в окружающей среде. Невозможно научить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия или пользы. Иначе, какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес – это двигатель, который ведёт и верно, и далеко. Нелепо требовать от учеников прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной и мнимой. Дело учителя – зародить в детях желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности.
Так на уроке математики при изучении темы «Площадь прямоугольника» дети запомнят формулу и ее преобразования, если их попросить измерить и сравнить площади, которые занимает наш класс, школьный спортивный зал или собственная комната. Такие задания развивают творческое, математическое мышление, дают ребёнку возможность в ситуации выбора каждому ученику самому открыть математические свойства, доказать правильность выводов, записать процесс выполнения практической задачи.
Отметим, что творческий характер обучающей среде придаёт учебный материал, который освобождает ученика от доминанты авторитета. Он не требует заучивания и даёт возможность самому открывать свойства, доказывать правильность вывода и рассуждать. Серия открытий закономерностей должна быть системной, взаимосвязанной.
В начальных классах учитель использует элементы опытно-исследовательской деятельности. Например, на уроке окружающего мира учащиеся в ситуации теоретического осмысления самостоятельно осознают то, что воздух – это не  «чистое вещество», а «смесь» после того, как проводится опыт по распылению духов в кабинете. И на вопрос учителя «Что можете сказать о «веществе»? ученики осознанно ответят, что вещество может выглядеть по-разному. Благодаря такой опытно-экспериментальной деятельности у детей формируется теоретическое мышление, практические умения и навыки осуществления исследовательских и проектных замыслов.  Воспитательная, образовательная, развивающая среда построена на здоровой любознательности и даже любопытстве детей. На их стремлении к самоутверждению, приобретению опыта и активности. Младший школьник учится с интересом потому, что это даёт ему опыт преодоления трудностей, и он чувствует силы справляться с трудностями. Он получает доказанное на практике ощущение своего роста, взросления подходя к новому знанию «ситуация затруднения» после того, как побывает в «ситуации успеха». Такая среда учит не мыслям, а мыслить, самостоятельно извлекая познания из повседневных наблюдений и опытов.
Так на уроке русского языка понятие  о родственных, однокоренных словах дети примут после анализа слов: гусь, гусыня, гусёнок, гусеница, разобравшись, что корень – это не только общая часть однокоренных слов…
Учащиеся постоянно ставятся перед противоречиями между наличным знанием и необходимостью решать, бесспорно, интересные задачи. Дети тренируются в поисках выхода из этих противоречий.
Опять же, на уроке русского языка при анализе слов аптекарь и пекарь учащиеся увидят одинаковую часть в обоих словах: –арь-, смысл частей вроде бы одинаковый – принадлежность к профессии, так можно ли утверждать, что это родственные слова?
Обращение к субъективному опыту учеников позволит учителю сделать выбор методов и приемов, дидактического материала и на едином базовом содержании знаний индивидуализировать процесс обучения, учитывая интересы ребенка, его «профильное предпочтение».
Для изучения эффективности образовательной, обучающей, воспитывающей среды ведущим методом в нашем проекте является клиническое наблюдение, т.е. анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической ситуации развития. Фиксирование результатов наблюдения в индивидуальной карте.
В экспериментальных классах применяются комплексные  диагностические методики: изучения познавательной сферы учащихся Векслера, Равена, Штура, Леонтьева; оценки уровней сформированности учебной деятельности Давыдова, Заики, Репкиной; определения степени развития читательской деятельности Кудиной, Новлянской; определения уровня развития мышления Зака; изучения процесса личностного развития ученика Фридмана.
Обеспечен мониторинг по всем позициям диагностики: познавательная сфера, игровая, учебная и читательская деятельности, усвоение способов предметных действий и ЗУНов, типов мышления, процессов личностного развития учащихся. Организовано психологическое и логопедическое сопровождение образовательного процесса.
Результатом  образования и мерилом  успешности учащихся становятся не только приобретенные знания, умения,  навыки, а еще то, как именно изменились их личностные качества, техника мышления, способность к рефлексии, каковы проявления в коммуникативной и творческой сферах.  Качество воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.
Учителям предоставлены методические рекомендации по организации групповых занятий, классных психологических тренингов, коррекционно-развивающих занятий с учащимися, родительских собраний и т.д.
В 3-4 классах методическое объединение включается в активный эксперимент, целью которого является выявление предметной избирательности учащихся. Прогнозирование учителя сравнивается с результатами анкетирования учеников на предмет ранжирования школьных дисциплин. Отслеживается динамика качественной успеваемости по предметам и степень обученности школьников. Также предметные предпочтения выявляются по степени активности учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах и др. Следовательно, внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс, своими специфическими  способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.
Таким образом, формируя многостороннюю обучающую, развивающую, воспитывающую среду в учебно-воспитательном процессе начальная школа делает «забег» в предметную, профильную школу, а так же решает целевые задачи школьного инновационного проекта – создание многоуровневого образования в условиях МОУ СОШ № 67.
   
Использованные источники информации
1. Бим-Бад Б.М., Безруких М.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001.
3. Тихомирова Е.И. Проблема развития воспитательной среды образовательного учреждения. Самара, СГПУ.2007.
4. www.bim-bad.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: Tacha (31.03.2011)
Просмотров: 6356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz