В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности «После уроков» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения. Разработаны индивидуальные маршруты обучающихся по внеурочной деятельности [см. приложение 1], мониторинг эффективности внеурочной деятельности, диагностика продвижения по индивидуальному маршруту.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
· рост социальной активности обучающихся;
· рост мотивации к активной познавательной деятельности;
· уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
· качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру;
· удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объектами мониторинга являются:
- оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
- сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
- анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
- анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;
- вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне школы;
- результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Мониторинг создания условий для успешного развития познавательных способностей и творческой активности обучающихся в учебной и во внеклассной деятельности, развитие самоконтроля и самооценки ученика.
Таблица 1.
2010-2011
|
2011-2012
|
Классы 3
|
Классы 4
|
Количество детей, занятых в педагогическом тестировании
|
50 чел.
|
50 чел.
|
Показатель: уровень развития учебно-познавательских способностей, интереса, творческой активности во внеурочной деятельности.
Обобщенные результаты «опросника»-мониторинга
|
1. Самостоятельный поиск нового недостающего знания, способов решения учебных задач
|
12%
|
52%
|
2. Участие в совместных размышлениях («Учебный диалог»)
|
7%
|
32%
|
3. Самостоятельное наблюдение за объектами природы
|
19%
|
44%
|
4. Самостоятельное построение алгоритмов математических задач
|
22%
|
70%
|
5. Моделирование учебных ситуаций
|
16%
|
59%
|
6. Выбор дифференцированных заданий
|
30%
|
75%
|
7.Участие в «Ученическом прогнозе» достижений образовательных результатов
|
60%
|
100%
|
Методические рекомендации к маршрутному листу
Совместное простраивание индивидуального маршрута обучающимся, родителями, учителем, психологом, основываясь на индивидуальные потребности и возможности ребенка (в течение года маршрут может быть изменен)
- Выбранные ребёнком занятия внеурочной деятельности
- Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях (отслеживается в портфолио)
- Участие в коллективных творческих делах (фото, видео приложения)
- Посещение музеев, выставок, библиотек, спортивных учреждений (фото, видео приложения)
Задачи психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития обучающегося
- Выявлять и отслеживать динамику развития индивидуальности младшего школьника.
- Помогать ребёнку осознать свою индивидуальность.
- Обеспечивать каждому ученику зону творческого развития.
- Приобщать школьников к самостоятельному поиску и выбору своего пути.
Средства достижения цели
- Мониторинг развития индивидуальности
- Карта индивидуального развития
- Маршрут развития индивидуальности младшего школьника
- Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития обучающегося
Критерии эффективности психолого-педагогической модели
- Наличие организационно - педагогических условий, обеспечивающих развитие индивидуальности младшего школьника
- Развитие направленности индивидуальности младшего школьника.
- Развитие индивидуального стиля деятельности младшего школьника.
Результат
- Педагогический инструментарий, обеспечивающий индивидуальное развитие младшего школьника.
- Позитивное развитие индивидуальности младшего школьника:
- Адекватная рефлексивная самооценка.
- Широкий содержательный познавательный интерес.
- Определённость, цельность, устойчивость характера и морально-нравственное самоутверждение личности.
- Индивидуальные системы познавательных действий, коммуникативных действий, продуктов деятельности.
Приложение 2
Интеллектуальная готовность ребенка
Уметь мыслить - значит уметь владеть знаниями.
Визуальное линейное мышление тесно связано со зрительным восприятием. Линейное визуальное мышление позволяет производить в уме операции:
- Сравнения, анализа, дополнения и восстановления изображений по фрагментам (показать коврики Равена)
Визуальное структурное мышление позволяет мыслить по аналогии. На основе визуального интеллекта легче формируются математические способности.
Рекомендации по развитию визуального мышления: Учить пользоваться схемами и рисунками.
Игры: «Подбери узор», «Кубики Каоса и Кубики Никитиных»; «Блоки Дьенеша».Упражнения со счетными палочками, головоломками типа «Таиграм», «Колумбово яйцо» и др.
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Понятийное интуитивное мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний.
Средний уровень развития понятийного интуитивного мышления предполагает неопределенный прогноз - для развития полноценного понятийного мышления ребенку необходима помощь.
Как научить ребенка мыслить? Исключить простой пересказ.
- Своими словами одним предложением выразить законченную мысль каждого абзаца; в результате такой работы будет выделена смысловая структура текста и составлен план
- Предложить ребенку 2-3 варианта названий для короткого рассказа (из 3-4 предложений)- пусть подумает и выберет наиболее подходящее
- При подготовке необходимо сначала прочитать вопросы к тексту, только затем читать текст - в этом случае ребенок пытается найти ответы на поставленные вопросы и чтение будет осуществляться осмысленно.
Как развивать логическое мышление? Развивать умение устанавливать причинно-следственные и пространственно временные связи событий и явлений; учить пользоваться обобщающими понятиями, понимать их смысл и значение.
Игры: «4-йлишний», «Классификация», «Три предмета», «Сочини историю», «Аналогии», «Закончи предложение».
Как развивать абстрактное мышление?
Становлению абстрактного мышления способствуют занятия математикой, обучение устному счету, решение задач в общем виде, т.е. с буквами без чисел или с помощью схем.
Однако если ребенок сначала решает задачку с числами, а потом заменяет численные значения буквами абстрактное мышление не развивается.
Вы же можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать сколько машин стоит в гараже, не обязательно перебирать сами машины, их можно обозначить палочками или кружочками и посчитать эти заместители машин.
Одной из важнейших характеристик внимания является скорость переработки информации (ТестТулуз-Пьерона).
При подаче материала и распределении работы в ходе урока учитель ориентируется на средневозрастную скорость восприятия. Поэтому если дети медлительны, они не только не успевают выполнить необходимый объем работы, но и не могут следить за объяснением учителя, т.е. перестают успевать и что-либо понимать вообще.
Коррекция: эмоциональная поддержка, создание ситуаций успеха в различных видах деятельности. Во всех случаях, когда приходится иметь дело с медлительностью, ни в коем случае нельзя действовать «напрямую»: подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе. Но если ребенок научится быстро читать и считать, то и все письменные работы будет выполнять значительно быстрее, даже без специальной моторной тренировки.
Но важно не только с какой скоростью, но и в течение какого времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, т.е. важна произвольность внимание (способность целенаправленно удерживать внимание). Ребенок может долго заниматься тем, что его привлекает, но в школе важно сосредоточенное выполнение неинтересной работы.
Рекомендации: Дозировать учебную нагрузку, не допускать переутомления в течение дня, учить придерживаться правил работы, обучать методам самоконтроля. Игры: ««Да» и «нет» не говори», «Что изменилось?»
Игра с родителями «Раз, два, полтора» (динамическая пауза)
Продолжая анализ учебного процесса, надо сказать, что на уроке дети много работают по визуальным образцам (списывают задания с доски, книг, прописей). Успешное выполнение такого вида работы возможно только при хорошо развитой зрительно-моторной координации.
Необходимо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаз, а на их взаимосвязь, т. е. на зрительно- двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности.
Зрительно-моторная координация не является врожденной, ее нужно развивать.
Как же научить этому ребенка?
Необходимо учить ребенка анализировать образец, срисовывать самостоятельно, проверять правильность работы, исправлять ошибки.
Развить зрительно-моторную координацию помогут и графические диктанты. Важно дать ребенку образец, который он должен скопировать.
Игра с родителями «Лезгинка» и «Ухо-нос»
Для того, чтобы ученик во время урока мог следить за объяснением учителя и обрабатывать воспринимаемую информацию, он должен удерживать в уме то, что слышит. Для этого ему необходим определенный объем кратковременной речевой памяти.
(Тест для родителей «10 слов»).
Если у ребенка ослаблена кратковременная речевая память, традиционные формы тренировки памяти (Н: заучивание стихов) не приведут к улучшению. Необходимо работать с причиной.
В любом случае полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса, способствовать формированию учебной мотивации, развивать мышление.
Дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением в начальной школе могут не испытывать никаких проблем: «Учиться на «отлично»», проблемы начинаются в среднем школьном звене, когда от детей начинают требовать умения «думать и понимать», т.е. когда появляются предметы - физика, алгебра...
Рекомендации:
Приучите сначала осмысливать, а потом запоминать информацию. Проследите умеет ли ваш ребенок обобщать, классифицировать, сравнивать одни предметы с другими, делать выводы и умозаключения.
Установлено, чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.
Тесты для обследования детей 7-11 лет (индивидуальная психодиагностика)
повод для обращения
|
тестовые методики
|
Плохо учится.
Проблемы в учебе.
|
ШТУР
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)
ПТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
|
Проблемы поведения дома.
Проблемы в отношениях с родителями.
|
ПТО (отношение к значимым людям)
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
|
Проблемы поведения в школе.
Проблемы в отношениях с учителями.
|
Цветовая проективная социометрия
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)
ПТО (отношение к учителям, к учебным предметам)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
|
Проблемы в отношениях со сверстниками.
|
Цветовая проективная социометрия
Проективный тест школьной тревожности
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)
|
|